Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


"Тосненская средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза С.П.Тимофеева"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Педагог-психолог Могутова Ирина Леонидовна

Кабинет психолога (3 этаж)

График работы: понедельник-пятница, 09.00-16.30

Основные направления работы школьного психолога:
психолого–педагогическая диагностика;
профориентация;
коррекционно–развивающая работа (индивидуальная и групповая);
психолого–педагогическое консультирование учащихся, учителей и родителей;
психологическая профилактика и просвещение;
методическая работа.

Цель психологической службы:

Психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

Направления работы:

  • Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.

  • Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
  • Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.

  • Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).
  • Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)  

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

  • Методическая работа

Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

  • Трудности в учёбе.
  • Взаимоотношения в классе.
  • Взаимоотношения с родителями.
  • Выбор жизненного пути (будущей профессии).
  • Самоуправление и саморазвитие.
  • Чем может помочь Вам школьный психолог?
  • Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
  • Ответить на Ваши вопросы.
  • Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
  • Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
  • Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.

 Зачем нужен психолог и кто он такой?

За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. 

Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.

 Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр - одно и то же».

Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения. 
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое).ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

 Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».

Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.

 Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».

Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. 

Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это  относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).

Учитель – логопед:  Екатерина Андреевна Власова

Кабинет учителя – логопеда (3 этаж).

График работы: понедельник – пятница с 12:00 до 16:00.

Баранова Людмила Васильевна

Кабинет учителя – логопеда (2 этаж)

Основные направления работы учителя – логопеда:

  • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, закрепление связей между словами);
  • формирование морфологической и синтаксической системы языка;
  •  развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • формирование анализа структуры предложений;
  • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

 Другими словами, работа логопеда нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А, значит, у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением в кругу сверстников.

Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности. 

 Учитель-дефектолог Воронкова Надежда Сергеевна

Кабинет учителя-дефектолога: 1 этаж, 11 кабинет

График работы: понедельник - среда с 12:00 до 15:00/16:00

Основные направления работы учителя – дефектолога:

  • Сенсорное и сенсомоторное развитие
  • Развитие когнитивной сферы учащихся
  • Нормализация ведущей деятельности возраста
  • Формирование пространственно-временных представлений действительности.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.

 Содержание деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда  реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

  • диагностическое,
  • коррекционное,
  • аналитическое,
  • консультативно-просветительское и профилактическое,
  • организационно-методическое,
  • аналитическое (определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся).

 Диагностическое направление.

   Диагностическая работа учителя –логопеда и учителя – дефектолога  является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ППк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими,  педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

   Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

    Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.

    Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

  • Первичная диагностика учащихся с ОВЗ проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября).
  • Текущая диагностика. Диагностика направлена на обследование учащихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Проводится на протяжении учебного года по мере необходимости.

Коррекционное направление.

    Коррекционное направление работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с ограниченными возможностями  в динамике образовательного процесса.

   Основной формой организации дефектологической и логопедической работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия.

 Количество детей в группах варьируется от 2 до 4 человек. Подгрупповые занятия проводятся в часы, после уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Темы подгрупповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом журнале.

   Аналитическое направление.

     Аналитическое направление – предполагает проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.

 Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь – май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы консилиума корригируется коррекционная работа дефектолога и логопеда с учащимися с ОВЗ, составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам.

 Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

   Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

   Организационно-методическое направление.

    При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое/логопедическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

    Работа специалиста с учащимися в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН) должна строиться с учетом принципов и подходов, положенных в основу ФГОС.

 


 Информация

 Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей

8-800-2000-122 (звонок анонимный и бесплатный)

17 мая в России отмечается традиционный Международный день детского телефона доверия.

По этому телефону дети могут звонить в любой день (звонки по нему всегда бесплатные) и с любого телефона.

Психологи «телефона доверия» консультируют не только детей и подростков, но и родителей по любым вопросам развития, обучения, воспитания детей, оказывают посильную поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Общероссийский телефон доверия - бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям, обеспечивающая оперативное бесплатное предоставление информации, психологическое консультирование, экстренное реагирование, предотвращение суицидов. Основная цель функционирования детского телефона доверия – содействие социальной защите детей, подростков и их семей.

Телефоны доверия помогают выявлять неблагополучные семьи, в которых проживают дети, позволяют своевременно принять меры для ликвидации неблагоприятных последствий (конфликтов в семье, попыток побега из дома или суицидов). Основные принципы деятельности телефонов доверия – уважение к ребенку, конфиденциальность обращения, бесплатность.


Родителям будущих первоклассников

Готовность ребёнка к школе.

Необходимо, чтобы ребёнок пошёл в школу физически развитым, крепким, здоровым. Требует внимания развитие всех физических качеств ребёнка – ловкости, выносливости, гибкости, скорости, силы. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Важно, чтобы у ребёнка была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.

Но не менее важна готовность ребёнка к изменению своего социального положения. Первоначальный этап пребывания в школе – это период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Поэтому на первый план ставится психологическая готовность ребёнка к школе. Её составными элементами являются личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Личностная (мотивационная) готовность – готовность и желание принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми. Обучение нормам вежливости поможет овладеть школьными правилами. Необходимо формировать личностные качества, которые помогут ребёнку войти в контакт с одноклассниками, с учителем, умение уступать, чувство товарищества.

Развитие волевых качеств личности необходимо, чтобы ребёнок в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.

В понятие интеллектуальная готовность входит как запас знаний и представлений ребёнка об окружающем мире, так и сформированность его мыслительных навыков. Но главное – развитие потенциальной способности узнавать новое, развитие любознательности. Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать; сравнивать предметы; выделять целое и часть; группировать предметы по определённым признакам и др.

Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению?

Ребёнок имеет твёрдое желание и первоначальное умение учиться.

Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями.

Умеет общаться и работать в коллективе.

Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми.

Стремится к самосовершенствованию.

Памятка родителям будущих первоклассников (скачать)


Службы профилактики

Центр диагностики и консультирования для детей 8-81361-216-02

г. Тосно, ул. Советская, д. 10 А, каб. 11 А

Психологическое консультирование.

Психологическая коррекция и развитие.

Диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей.

Обучение кандидатов в замещающие семьи, сопровождение семей.

Кабинет медико-социально-психологической помощи (КМСПП) для граждан, зарегистрированных в ЛО 8-812- 572-28-84 г.

СПб, Лиговский пр., д. 44, литер Б

Экспресс-оценка психического и психологического состояния пациента.

Лечение и консультирование пациентов с: невротическими реакциями, паническими атаками, депрессиями, суицидальной настроенностью, кризисными состояниями и другими психосоматическими заболеваниями.

Консультирование по вопросам социальной реабилитации.

Психологическая помощь: психодиагностика, профориентационное тестирование, психологическая коррекция, психологическое консультирование, семейное консультирование.

Юридическая помощь.

Отделение кризисной профилактической помощи детям и подросткам г. СПб, ул. Чапыгина, д. 13А 8-812-234-34-00, 8-812-234-43-38

Суицидальные наклонности.

Потеря близких.

Трудности в адаптации.


Памятки

Как перестать беспокоится по поводу недостатка времени (скачать)

Антистрессовые правила (скачать)

Памятка «Чтобы ребенок не стал жертвой насилия» (скачать)

Правила, которые помогут ребенку при общении (скачать)

Профилактика детских депрессий у младших школьников(скачать)

Профилактика детских депрессий у подростков(скачать)

Памятка обучающимся по употреблению ПАВ скачать

Памятка по профилактике суицидального поведения для школьников (скачать)

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ по предупреждению суицидальных попыток среди подростков  (скачать)

Памятка для педагогов «Приемы, чтобы справиться со стрессом» (скачать)

Памятка для родителей «Помогите учиться своему ребёнку» (скачать)


Подготовка к единому государственному экзамену.

Как справиться со стрессом перед экзаменом

Сложности борьбы со стрессом возникают из-за того, что он у всех проявляется по-разному, поэтому и справляется с ним каждый по-своему. Нет волшебного лекарства от предэкзаменационного стресса, но есть способы, которые отлично помогают легче его пережить.

  1. Надейся на лучшее, готовься тоже к лучшему.Не надо программировать себя мыслями вроде «какой будет ужас, если я не сдам», «родители будут очень разочарованы», «я так плохо готов, что точно не выйдет». Нужно срочно забыть как страшный сон эти фразы. И начать думать позитивно, потому что всё начинается с наших внутренних установок. Если ты думаешь, что справишься, — так и будет. Нужно чаще говорить самому себе: «я прикладываю максимум усилий для достижения результата, всё обязательно получится». И обязательно не забывать хвалить себя даже за небольшие успехи (ещё вчера решал только 15 заданий, а сегодня уже могу решить шестнадцатое).
  2. Создай образ экзамена. Чтобы снизить вероятность того, что от волнения забудешь, можно ли делить на ноль, постарайся как можно точнее моделировать ситуацию экзамена. По шагам мысленно проживай день Х: вот ты заходишь в кабинет, садишься за парту, вот раскрываешь конверт с материалами и так далее. Чем подробнее будут твои представления об экзамене, тем меньше паники будет в тот самый ответственный день.
  3. Пиши пробные экзамены. Это отличная тренировка. Олимпийский чемпион не сразу оказывается на олимпиаде и берёт золото. До этого он проходит областные, региональные и всероссийские соревнования. Представь, что экзамен — это своеобразная олимпиада, а пробные работы — это возможность выступить на более простых соревнованиях и приобрести необходимый опыт.
  4. Отдыхай.Не видел друзей несколько месяцев? Зубришь 24 часа в сутки? Не бываешь на улице кроме как «в школу-из школы»? Дело плохо и нужно срочно исправлять это! Наша нервная система — это не вечный двигатель, и организму просто необходим отдых. Кстати, вы же помните, что отдых — это смена деятельности? Переключись на что-нибудь активное: лыжи, плавание, танцы, спортзал. Это поможет набраться энергии. Поиграть за компьютером в четырёх стенах — это не лучшая идея, мозгу нужен кислород, а телу –физическая активность.
  5. Занимайся творчеством. Да, именно творчество считается одним из самых эффективных способов борьбы со стрессом. Недаром многие известные художники или писатели создали шедевры в те периоды жизни, которые явно не были спокойными. Давно хотел порисовать, написать стих, научиться петь или танцевать? Не бойся потратить на эти занятия пару часов в неделю, это будет только на пользу.
  6. Здоровое питание и полноценный сон. Постарайся в стрессовые периоды жизни не употреблять напитков, содержащих кофеин, откажись от быстрых углеводов (булочки, молочный и белый шоколад, печенье, чипсы и прочие прелести оставим на потом). Попробуй употреблять в пищу больше белков, а вредные сладости замени мёдом и орехами. Память и внимание будут благодарны тебе! Кстати, для памяти очень полезно есть греческий йогурт, орехи, авокадо, рыбу, чернику и корицу. Так что, изучая очередной конспект, можешь перекусить чем-то из этих продуктов.
  7. Не сдерживай эмоции. Ты же не робот, верно? А людям свойственно переживать, так что не стоит замыкаться и думать, что никто тебя не поймет. Обязательно поймут и поддержат. Не стесняйся показаться эмоциональным, расскажи близким людям, почему ты волнуешься, что именно в экзамене тебя пугает.

 

Как справиться со стрессом?

Успешность сдачи ЕГЭ зависит от трех факторов: предметной подготовки, соматического здоровья и физиологического состояния ребенка, а также от психологической готовности школьника к сдаче ЕГЭ.

Существует такое понятие, как «экзаменационный стресс». Сегодня мы попробуем разобраться, что же это такое и как сделать «экзаменационный стресс» своим союзником во время сдачи ЕГЭ.

Вы впервые в своей жизни сталкиваетесь с трудной и ответственной задачей – сдачей ЕГЭ.

Осознание того, что от результата экзамена зависит дальнейшее обучение, выбор вуза вызывает тревожность и чувство неуверенности, которые мешают мобилизовать свои силы и показать на экзамене наилучший результат.

И проблема не в том, что ЕГЭ - это экзамены в непривычной форме. А в том, что они имеют очень важное значение для самого учащегося и родителей, поскольку это условие перехода на новую ступень обучения.

Таким образом, не сам по себе экзамен вызывает страх, а то, что мы ему приписываем, как мы его осмысливаем и оцениваем. В норме считать ЕГЭ естественной процедурой подготовки к будущему образованию.

Стресс по определению – это мобилизация сил, психологических возможностей, физических усилий. В дозированных объемах он необходим, чтобы успешно сдать экзамен. Легкое волнение помогает сконцентрироваться, а эмоции свидетельствуют о высокой мотивации, связанной с желанием получить максимально высокий результат.

От стрессов не застрахован никто, но мало кто знает, как себя привести в норму перед экзаменом, как снять стресс.

К сожалению, при подготовке к ЕГЭ зачастую эта тема вообще не затрагивается. Считается, что главное - это выучить материал, научится тыкать ручкой в тест и всё будет хорошо. В итоге вся тяжесть с преодолением стресса целиком ложится на учащихся. Родители часто тоже не знают, как и чем помочь своему ребенку.

Существуют данные исследований, которые показывают, что успех на экзамене сводится к трем факторам:

  1. врожденные способности – 20 %
  2. предметные знания – 30 %
  3. владение навыками подготовки и сдачи экзаменов – 50 % (эмоциональная подготовка к сдаче экзамена, умение владеть своими эмоциями во время экзамена, умения справляться с экзаменационным стрессом).

 

Трудности, с которыми сталкиваются выпускники

Когнитивные трудности

Трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с текстовыми заданиями. (Это трудности всего периода обучения в школе).

Профилактикой когнитивных трудностей является своевременная и постоянная подготовка по предмету.

Помните о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», поэтому заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайтесь ориентироваться во времени и уметь его распределять.

С помощью тестов можно оценить уровень усвоения материала и отработать навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки помогают формировать навыки саморегуляции и самоконтроля, эффективнее использовать время, более успешно выполнять задания.

Психотехнические навыки, полученные в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, развивают навыки мыслительной работы, умение мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть эмоциями.

Какие психологические функции обеспечивают успешность в выполнении заданий ЕГЭ?

Это хорошая переключаемость и оперативная память. В отличие от традиционного экзамена, тесты, не имеющие логической связи между знаниями, требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую.

Личностные трудности

Обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

Профилактика личностных трудностей.

Поскольку сама ситуация экзамена является стрессовой, нужно сформировать положительную, адекватную самооценку, общий положительный настрой перед экзаменом, развивать уверенность в себе, чтобы вы шли на экзамен спокойно, уверенно и в хорошем настроении.

Чтобы лучше справиться с заданиями, нужно выбрать стратегию поведения на экзамене, а также поработать над самоконтролем и саморегуляцией, чтобы в случае необходимости можно было справиться со своими эмоциями

Процессуальные трудности

Связаны с самой процедурой единого государственного экзамена:

-трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;

-Трудности, связанные с ролью взрослого

-Трудности, связанные с критериями оценки;

-Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Профилактика процессуальных трудностей.

Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕГЭ и направленная на выработку индивидуального стиля работы. Проведение пробного экзамена.

 

Что же нужно сделать, чтобы стресс и волнение стали помощниками в достижении цели?

Конечно же, необходимо научиться справляться со стрессом и волнением.

- Как вы справляетесь? Есть ли у вас какие-либо действенные способы? Расскажите.

 

Советы психолога выпускникам.

  1. Для того, чтобы научиться управлять своим стрессом, не лишним будет изучить специальные психологические техники, выучить дыхательные упражнения, научиться грамотно распределять свое время.
  2. Хотя бы за неделю до экзамена необходимо хорошо высыпаться, спать минимум 8 часов каждый день. Накануне экзамена необходимо закончить все занятия хотя бы за три часа до сна, отдохнуть и погулять на свежем воздухе. "Перегруженный", уставший мозг отнюдь не способствует хорошей сдаче экзамена. Частая проблема выпускников в том, что они доводят себя до нервного истощения, забывают хорошо кушать и крепко спать. В итоге не выспавшись перед экзаменом, они идут полусонные, а потом удивляются, отчего это такие низкие баллы. Да потому что организм ещё не проснулся и решил всё на автомате! Поэтому я крайне рекомендую хорошенько выспаться перед экзаменом.
  3. Если не получается заснуть — сполосните ноги прохладной водой, потрите уши, представьте, что вы спите в тихом, спокойном лесу. И сон придет. Вообще главное чему стоит, на мой взгляд, научится, это расслабляться. Потому что когда вы в меру спокойны, немного расслаблены и в меру волнуетесь — тогда лучше всего всё получается.

Ещё многие учат что-то утром, что-то там повторяют...

Уважаемые выпускники! Всё что вы выучите утром, то и вспомните на экзамене, и ничего больше! Потому что так устроен мозг — он дает нам то, что в последнюю очередь в него положили. Зачем ему тратить время и энергию на глубинные «файлы»? Так рассуждает наш мозг. Поэтому, рекомендую не повторять за 2 часа до экзамена что-то. Иначе Вы только усилите нестабильное состояние...

  1. В борьбе с волнением многие ребята даже пьют успокоительные капли. Я хочу вас убедить - не надо этого делать и не надо бороться с волнением. На самом деле, волнение ваш лучший друг, потому что когда вы в меру волнуетесь, тогда всё гораздо лучше вспоминается. Волнение активизирует ваши инстинкты, подсознание и оттуда всё лучше достается. Поэтому волноваться нормально.

Если волнение очень сильное, я рекомендую потереть ладони друг о друга до ощущения теплоты. Так как на ладонях много нервных окончаний (ладонь это пульт управления организмом), поэтому массаж ладоней крайне полезная вещь!

  1. Благоприятная почва для появления волнения и стресса – это негативное самовнушение.

Как часто Вы перед контрольной или экзаменом говорите себе «я ничего не знаю», «я не сдам», «я все забыл(а)»?

Само собой такое негативное самовнушение очень негативно сказывается на состоянии человека перед экзаменом.

Поэтому моя рекомендация: забыть слова «не знаю», «не могу», «не хочу». А лучше настраивать себя позитивно с первого дня подготовки к экзаменам.

Используй такие формулы самовнушений:

Я всё сдам на «отлично»

Я уверенно сдам ЕГЭ.

Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

Я с хорошим результатом пройду все испытания.

Я спокойный и выдержанный человек.

Я смогу справиться с заданием.

Я справлюсь.

Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут вам быть спокойными, уверенными и мобильными.

Естественно, простое самовнушение без конкретных знаний Вам вряд ли поможет... Поэтому учить предметный материал необходимо.

  1. У любого действия должна быть определенная цель.

Цель ЕГЭ - набрать определенное количество баллов, но важно определять эту цель, исходя из собственных возможностей и профессиональных устремлений. Постановка реальных целей дает уверенность в себе.

Вот несколько вопросов, на которые следует ответить, чтобы ответственно подготовиться к одному из самых важных испытаний в жизни.

  • Я сдаю экзамен, чтобы …

поступить в самый лучший вуз, пойти работать, поступить в любой доступный вуз, уехать в Гималаи и прочее.

Главное, чтобы это были честные ответы.

А в зависимости от цели надо планировать свои действия и использовать ресурсы.

  • Чтобы реализовать свою цель мне надо …

найти репетитора, пойти учиться на курсы, заняться самостоятельной подготовкой, ходить на дополнительные занятия в школе и пр.

  • На подготовку к экзаменам мне потребуется …

(указать конкретное время: 1 год или3 месяца, или 2 недели и т.п.).

  1. Далее, пришли на экзамен, сели и делайте задания. Если что-то не вспоминается ничего страшного. Можно попытаться вспомнить учебник, по которому учили, бывает так, что сразу приходит верная информация.
  2. В ходе выполнения теста надо начинать с простейших заданий. Если начать с трудных задач, то можно столкнуться с неудачей, что даст толчок ненужной во время экзамена тревоги. Принцип "от простого к сложному" работает на ЕГЭ как нельзя лучше.
  3. Одной только психологической подготовки для успешной сдачи тестов, как известно, мало. Обязательно нужно тренироваться в решении заданий, обращаясь к демонстрационным и пробным версиям. При этом важнейшим моментом подготовки должно стать не просто механическое решение как можно большего числа тестов, а анализ допущенных ошибок и их проработка.

 

Во время подготовки и сдачи экзаменов необходимо мобилизовать свои интеллектуальные возможности. Этому могут помочь различные физические упражнения и техники.

  1. Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма.

Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.

Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.

Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.

Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.

В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание.

Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода.

Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

  1. Во время подготовки и сдачи экзаменов необходимо хорошо питаться.

С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное знать, что есть.

Меню из продуктов, которые помогут вам улучшить память и самочувствие.

 

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу.

Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Ананас любимый фрукт театральных и музыкальных звезд.

Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авакадо источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода, чтобы сконцентрировать внимание

Рыба деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 грамм в день.

Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом.

Доза: минимум половина луковицы ежедневно.

Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт). Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом.

Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.

Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошло напряжение, съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо принять стаканчик лимонного сока.

Черника идеальная ягода для учащихся. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.

Бананы содержат серотонин вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Я счастлив».

 

  1. Во время стресса происходит нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий.

Если доминирует одно из них правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.

Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней.

Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг». Обязательное условие выполнения этого упражнения двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его.

Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

 

Упражнения для гармонизации полушарий мозга

  1. «Ухо - нос». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
  2. «Колечко». Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
  3. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
  4. Негативное влияние стресса усиливается при кислородном голодании.

Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание».

Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.

Зевание во время экзамена очень полезно.

Как правильно зевать?

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.

  1. Существуют специальные упражнения для снятия стресса, которые помогут вам не только во время экзаменов, но и в дальнейшей жизни.

 

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен.

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

 

Упражнение 2. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
  2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение. Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

И еще несколько способов для снятия нервно- психического напряжения во время подготовки к экзаменам.

  • Спортивные занятия
  • Контрастный душ
  • Стирка белья
  • Мытье посуды
  • Скомкать газету и выбросить ее.
  • Газету порвать не мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить.
  • Громко спеть любимую песню.
  • Покричать то громко, то тихо.
  • Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
  • Смотреть на горящую свечу.
  • Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  • Погулять в лесу, покричать.
  • Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Советы родителям выпускников

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. 

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. 

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий. 

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! 

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения экзаменов и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. 

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. 

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. 

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься! 

 

 

Объявления